Школа №562
Каждый человек – это индивидуальность
school562@obr.gov.spb.ru
8-812-417-51-01
Финансовая грамотность

bfx5

Финансовая грамотность

В современном обществе большое внимание уделяется вопросу формирования у учащихся не просто знаний, как набора сведений о мире, а способности действовать в этом мире на благо общества, и самого себя. В этом контексте исследования функциональной грамотности приобретают большое значение, так как показывают не только результаты обученности школьников, но и дают информацию о слабых местах в системе образования страны. Результаты исследования, проведенные в 2015, 2018 и 2021 годах показали, что по функциональной грамотности российские школьники показывают невысокие результаты. Важно отметить, что наряду с такими видами функциональной грамотности как читательская, математическая, естественно-научная, глобальные компетенции и креативное мышление, выделяется финансовая грамотность.

Финансовая грамотность – принятое в международной практике определение способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения.

Под финансовой грамотностью как результатом финансового образования понимают совокупность двух элементов: 1) владение людьми информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также существующих каналах получения информации и консультационных услуг; 2) способность потребителя финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решения: при осуществлении специальных расчетов, оценке риска, сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги. Итак, что же такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д.

photo_2020-08-30_22-45-21

Финансовая грамотность в школе

Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска в отношении вопросов финансовой безопасности, так как родители в большинстве случаев не могут обучить их основам финансовой грамотности из-за отсутствия достаточного уровня знаний в этой области. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.

В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято решение о реализации совместно с Международным банком реконструкции и развития проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», исполнителем которого является Министерство финансов Российской Федерации. Проект реализуется при взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Центральным Банком Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, другими ведомствами и организациями. Программа по повышению уровня финансовой грамотности жителей г. Санкт-Петербурга начала работать в 2021 году. Правовую основу настоящей Программы составляет распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы». Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляются Координационным советом по вопросам повышения финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга. Целью программы является повышение уровня финансовой грамотности жителей, содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Целью настоящей Программы является содействие формированию у жителей Санкт-Петербурга разумного финансового поведения, их ответственного отношения к личным финансам, вовлечение жителей в принятие бюджетных решений, а также повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Санкт-Петербурга.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум: • следить за состоянием личных финансов;
• планировать свои доходы и расходы;
• формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;
• иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
• рационально выбирать финансовые услуги;
• жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
• знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
• быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
• знать о рисках на рынке финансовых услуг;
• знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
• вести финансовую подготовку к жизни на пенсии;
• участвовать в принятии бюджетных решений (публичных слушаниях по проекту бюджета и отчету об исполнении бюджета, инициативном бюджетировании, общественном контроле).

И именно со школьной скамьи у человека начинается знакомство с финансами, как при планировании личных расходов, так и проведение различных транзакций в глобальной сети Internet. На сегодняшний момент можно выделить несколько направлений внедрения финансовой грамотности в образовательную практику ГБОУ СОШ № 562.

Кроме того, образовательные организации обладают широкими возможностями для организации внеурочной и внешкольной деятельности учащихся – проектная деятельность, кружки и клубы, экскурсии, заседания дискуссионных клубов, предметные недели и декады в школе, и другие творческие и научные объединения.

Итак, как же финансовая грамотность реализована в нашей школе? В ГБОУ СОШ № 562 программа работа финансовой грамотности организуется и проводится согласно Плана работы по ФГ на 2021-2022 учебный год.

Учащиеся 2-4 классов в рамках изучения финансовой грамотности: • развивают основы экономического образа мышления;
◦ воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
◦ развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье:
◦ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные темы для изучения ФГ: деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет;
Задания для младших подростков (учащихся 5-6 классов) ориентированы на следующие тематические составляющие содержания финансовой грамотности: • доходы и расходы,
• семейный бюджет,
• покупки, деньги,
• защита от мошенников

Для учащихся 7 класса предложен более широкий охват содержания, включающий в дополнение к названным компонентам: • личные сбережения
• финансовое планирование.

В 8-9 классах дети обучаются в возрасте 14-16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8-9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

И основная задача нашей школы воспитать финансово грамотного человека — человека, который умеет обращаться с денежными инструментами, ведет учет доходов и расходов, живет по средствам и грамотно планирует свои расходы, имеет подушку «безопасности», и минимум 10% своего дохода оставляют на инвестиции, не берет необдуманные кредиты и тщательно продумывают все свои вложения и инвестиции, всегда в курсе экономической обстановке в стране.

Нормативные документы

План работы по финансовой грамотности на 2021-2022 уч. г.

Распоряжение об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии повышения фин. грамотности

План проведения недели финансовой грамотности в ГБОУ СОШ №562